Сайт об интересной и научно-технической информации
Суббота, 18.05.2024, 10:43
Меню сайта

Категории раздела
Новости наномира [203]
Новости материаловедения [90]
Влияние водорода на свойства сталей [9]
Водородная энергетика [28]
Новости образования [164]
Новости IT [574]
Сообщения о наиболее важных и интересных событиях [399]
Здоровье [247]
Разное [662]
новости науки и техники [588]
компьютерные игры [33]
программирование [6]
СЕКС SEX [73]
ВОДОРОД [34]
ПСИХОЛОГИЯ [61]
ЮМОР [6]
Это интересно [33]
Путешествия [20]
Сплавы [23]
Стали [0]
Кинокритика [3]
ТРИБОЛОГИЯ [3]
Разрушение материалов [0]
Чугуны [0]
Альтернативная энергетика [6]
Кинокритика [2]
Наука й техніка [1]
на український мові
Wissen [2]
Science and Development [42]
НОВОСТИ УКРАИНЫ [43]
МИРОВЫЕ НОВОСТИ [12]
АВТОМОБИЛЬНЫЕ НОВОСТИ [48]
МОДА [6]
СПОРТ, SPORT [28]
АРХИТЕКТУРА [1]
НЕВЕРОЯТНОЕ [0]
ИСТОРИЯ [1]
ИСТОРИИ ИЗ ЖИЗНИ [0]

Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Форма входа

Поиск

Календарь

Архив записей

Реклама
  • Сайт Колесникова Валерия Александровича
  • Краснодонский факультет Инженерии и Менеджмента
  • FAQ по системе
  • Английский язык для всех
  • Форум по английскому языку

  • Главная » 2010 » Июнь » 24 » «Что? Где? Когда?» как месторождение научных журналистов
    08:17
    «Что? Где? Когда?» как месторождение научных журналистов

    «Что? Где? Когда?» как месторождение научных журналистов

    08 Июн 2010 г. ТрВ № 55, c. 5, "Люди и игры"  
    Алексей Паевский, Сергей Попов
    Рубрика: Наука и общество

    В своей статье Сергей Попов задал любопытный вопрос: может ли опыт интеллектуального ТВ-шоу лечь в основу отбора молодых талантов для науки? Алексей Паевский, который успел побывать в различных интеллектуальных состязаниях «по обе стороны баррикад» (и как игрок, и как сотрудник телегруппы), уверен в том, что от интеллектуальных игр для науки все-таки может быть польза. Но, конечно, не та, о которой говорит Тина Канделаки.

    Любители и профи

    Интеллектуальные игры — это своего рода спорт. Они не только развивают эрудицию, но и способствуют развитию мышления. Приучают мыслить не однобоко, появляется способность схватывать ситуацию во всем возможном объеме. Конечно, ответ, который напряженно ищут участники игры, известен наперед, что резко контрастирует с ситуацией в науке (впрочем, и научные олимпиады, как правило, имеют дело с наперед заданным ответом...). Если же такие игры превращаются со временем в «спорт высших достижений», а сами игроки становятся профессионалами (это особенно характерно для ТВ-шоу) — то тут могут быть свои специфические проблемы.

    Дело в том, что телеигры на самом деле не служат для какого-либо «отбора» игроков. Истинная цель любой телепередачи — не выяснить, кто там среди игроков сильнее, умнее etc., а получить на выходе зрелище, которое поглотит все внимание целевой аудитории. Таким образом, у «Что? Где? Когда?» в сущности те же самые цели (как это ни прискорбно), что и у «Дома-2». Его Величество Рейтинг.

    В той же «Своей игре» 15-летний опыт показывает, что интереснее всего даже не вопросы, а игра как таковая: страсти, интрига... Не достаточно просто «столкнуть лбами» нескольких умных людей, нужна особая режиссерская «настройка» участников и результатов. Скажем, даже в интеллектуальной «Своей игре» (не говоря уж о чем «попроще») нежелательно ставить в одну тройку сразу трех «суперигроков» (если это только не финал), нельзя также ставить и одного «суперигрока» с двумя явными аутсайдерами -шоу просто не получится.

    Возможно, ничего особенно плохого в этом и нет: такой уж «формат», и выяснение, кто на самом деле умнее-образованнее, — здесь не главное. Но какое это отношение имеет к интеллекту? Правильно говорит Александр Андросов: победа академика над инженером с точки зрения телевидения не представляет интереса. Нет интриги — нет и интереса.

    Советское ноу хау

    В этом отношении примечательна игра «Что? Где? Когда?», которую придумал 35 лет назад гениальный Владимир Яковлевич Ворошилов. Интересна и уникальна эта игра в первую очередь не столько своим сроком жизни на ТВ, сколько другими вещами. Во-первых, ее «главным героем» следует считать не какого-то отдельного игрока, а команду в целом. Во-вторых, противостоит им не ехидный телеведущий, а само время: за минуту обсуждения нужно получить правильный ответ. Как известно, эта телепередача породила в СССР и во всем остальном мире массу подражателей и продолжателей. Во время «минуты обсуждения» звучит уже не только русская речь, но и молдавский, украинский, финский, английский языки... и всё это не только на телеэкране. Явление по-своему уникальное. Ведь из интеллектуальных шоу на ТВ никто пока не может похвастаться порождением столь развитой собственной субкультуры.

    Каюсь, грешен — я и сам вот уже 20 лет из своих 35-ти играю в нетелевизионное ЧГК. И, кстати, уже 20 лет назад эта игра может называться всесоюзным видом спорта -проводился даже телефонный чемпионат СССР с очным финалом, и я смог участвовать в таком турнире.

    Сейчас это движение хорошо структурировано, проводится масса самых разных турниров — от чемпионатов школ до чемпионата мира (да-да, есть и такой). В движение вовлечены десятки тысяч людей, у которых присутствует очень важные качества — они любопытны и достаточно разносторонне образованы.

    Кузница кадров

    Любопытство и разносторонность приводят людей в эту игру, в которой важно не только и не столько знания, сколько умение комбинировать известные данные и извлекать из них новые сущности. Сиречь -работать с информацией в условиях очень ограниченного времени (всего минута на ответ) и ограниченного количества этой самой информации.

    Плюс искусство коммуникации: ответ на вопрос рождается в обсуждении шестерых участников. При этом в хорошей команде минута — это очень много времени. За минуту можно отработать (сгенерировать, покритиковать, отбросить или отобрать) четыре-пять версий. И еще принять решение — что отвечаем, если до конца ответ не очевиден.

    Кроме того, большинство Знатоков-любителей, назовем их так, еще и сами пишут вопросы. А это занятие уже давно превратилось в особый литературный жанр. «Идеальный» текст такого рода должен содержать в себе в скрытом виде все пути к ответу, там должны быть проставлены необходимые факты-метки, ничего лишнего, но при этом ничего самоочевидного.

    Итак, хорошая эрудиция, умение быстро обрабатывать полученную информацию, хорошая коммуникативность, умение выражать мысли точно и без излишней «воды»... Ничего не напоминает? Чем не идеал научного журналиста?!

    И, действительно, минимум трое моих коллег, членов Клуба научных журналистов, оказались весьма активными игроками в ЧГК. И если я задумаюсь о привлечении новых людей в нашу «гильдию», то обязательно обращу внимание на игроков в ЧГК с высшим естественнонаучным образованием...

    * * *

    Александр Андросов, ведущий украинской телевизионной версии «Что? Где? Когда?» (Одесса, опыт игры в ЧКГ -свыше 15 лет) отвечает на вопросы ТрВ:

    Какие навыки и черты характера наиболее полезны игрокам интеллектуальных шоу, подобных ЧГК, и игрокам шоу на эрудицию, подобных «Своей игре»?

    —  Уверенность в себе, здоровая наглость, умение работать на команду (для командных игр), интуиция. Ну и знания в комплекте с хорошей памятью, конечно, тоже не помешают.

    Можно ли использовать конкурсы на эрудицию или ЧГК для отбора талантливых школьников или студентов (в смысле, скажем, будущей научной работы)?

    —  Подобные конкурсы могут стать частью подобного отбора, но заменить его полностью они не смогут.

    Почему в ТВ-шоу, подобных «Брейн-рингу», «Своей игре» и т.п., крайне редко можно увидеть профессиональных ученых мирового уровня?

    —  Потому что они уже и так доказали, что они умные. Кроме того, если ты инженер из Нальчика и победил в интеллектуальном шоу, — это «вау». А если ты трижды академик и одержал победу над инженером из Нальчика, — это не интересно ни телезрителям, ни создателям программы, ни инженеру из Нальчика.

    На ваш взгляд, в каких областях деятельности могут быть наиболее успешны сильные игроки ЧКГ, «Брейн-рига», «Своей игры», «Кто хочет стать миллионером» и т.п.?

    —  На мой взгляд, между понятиями «умный, эрудированный» и «приспособленный к жизни» иногда зияет пропасть. Поэтому сильный игрок может быть как очень успешен, так и совершенно не успешен в любой области.

    Насколько велика и в чем может состоять роль ТВ-шоу (и какие наиболее подходят) для формирования «моды на интеллект»?

    — Роль ТВ-шоу — вызвать у телезрителей любопытство, вызвать желание открыть книгу и прочитать ее, вызвать желание думать и рассуждать. В идеале — вместе с участниками, а может, и быстрее их находить правильный ответ. Мне, конечно, кажется, что лучше других в этом отношении программа «Что? Где? Когда?»...

    * * *

    Николай Самусь, докт. физ. -мат. наук:

    — Мой личный опыт связан с телевизионным вариантом «Своей игры» и с одной забавной попыткой сыграть в «Что? Где? Когда?» на болгарском языке. Я не вижу никакой связи результатов интеллектуальных игр с умом участника. В «Своей игре» основную роль играют память (в моем случае — та, которая была в молодости, когда в основном накапливались знания), разносторонность интересов (все-таки надо отвечать по разнообразным темам, а то никогда не выиграешь), а также то, что менее заметно для зрителей, — быстрая реакция (на кнопку нужно нажимать по возможности немедленно после загорания сигнальной лампочки, не попадающей в кадр). К требованиям, предъявляемым к занимающимся фундаментальными естественными науками или инженерной деятельностью, всё это имеет мало отношения. Скорее уж с помощью «Своей игры» или ее аналогов можно отбирать перспективных гуманитариев -по широте кругозора. Чуть лучше, как мне кажется, дело обстоит в «Что? Где? Когда?», поскольку там — при хорошей команде — практикуется «мозговой штурм», полезный и в жизни, где, однако, время одной минутой все-таки ограничено редко.

    Разворот подготовили
    Сергей Попов
    и Алексей Паевский


    http://trv-science.ru/2010/06/08/chto-gde-kogda-kak-mestorozhdenie-nauchnyx-zhurnalistov/

    Категория: Разное | Просмотров: 473 | Добавил: Professor | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz